Народные приметы, пословицы, поговорки, суеверия о ножах

Опубликовано в

Авторство неизвестно, собрано на просторах интернета из разных источников.

С холодным оружием всегда было связано множество преданий, примет и предрассудков. Это и не мудрено, в виде столового прибора, кухонного инвентаря, охотничьего скиннера, - нож издревле по сей день рядом с нами.

Слово "нож" нельзя было произносить в море, но сам нож часто втыкали на удачу в мачту рыболовецкого судна на глубоководной ловле.

Если два ножа или нож и вилка пересекутся на столе - это к неудаче или к ссоре, если только немедленно не разложить их в разные стороны.

Если нож падает на пол, это к приходу гостя-мужчины.
 

Если оставить остро отточенный нож на подоконнике в ночь полнолуния, к утру он затупится.

В Линкольншире считалось плохой приметой точить нож после заката или оставлять его на столе на ночь. В первом случае грабитель или враг проникнет в дом, во втором - какое-нибудь домашнее животное ночью падет, и нож понадобится, чтобы освежевать тушу.

Нехорошо поджаривать хлеб на кончике ножа, а также крутить нож на столе.

Впрочем, последнее кое-где применяли как гадание, чтобы узнать, будет ли у мужа или жены гадающего смуглая или светлая кожа.

Для этого требовался столовый нож с белой рукояткой, его крутили на столе и наблюдали, как он остановится.

Если острием к гадающему, то кожа у будущей жены или мужа светлая, а если рукояткой - смуглая.

Самый распространенный из нынешних связанных с ножами предрассудков - это то, что, поскольку нож остр, он может перерезать дружбу или любовь, если его преподнести в качестве подарка.

Когда такое случается, нож нельзя принимать иначе как в обмен на что-нибудь другое.

Даже и в наши дни принимающий такой подарок обычно дает взамен мелкую монету, чтобы предотвратить последующую ссору или несчастье.

Hож - является оберегом наряду с другими острыми и режущими предметами из железа (ножницы, игла, топор, коса, серп).

Hож носили с собой, подкладывали под себя, под подушку или на дно колыбели для защиты некрещеного младенца, женщины в предродовой и послеродовой период, жениха и невесты во время свадебного обряда. Для защиты от ведьмы, волков, вихря, града втыкали нож в землю, стену или порог, проводили вокруг себя ножом магический круг, закрещивали ножом окна и двери.

Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель Hож, чтобы он стал плотником, а девочке - гребень, чтобы она умела прясть. В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель Hож или ножницы, "чтобы не приступила смерть" к ребенку. В Полесье мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка. Hа Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через Hож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух. Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.

Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации - в дно могилы. В Македонии клали нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали Hож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось.

У восточных и западных славян считалось, что Hож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого нож, освященный на Пасху.

Особое магическое значение приписывали ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка.

В Волынской губ. чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом нож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ. если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю нож, то зарежешь черта. Белорусы втыкали Hож в то место, на котором упал ребенок.

В Вятской обл. выпуская корову из хлева, вбивали камнем нож в порог и говорили: "Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь", после этого через нож переводили корову.

В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Hож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Hож в стенку. В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Hож в порог, в стену или в притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину.

В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный собой Hож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Hож в дерево и возвращался домой.

Hа следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Hож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.

В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Hож, серп или иголки. Hапример, в Черниговской обл. если корова доилась кровью, то лили молоко на Hож, положенный под цедилкой на подойник, - этим "ведьме перерезаешь язык".

Вместе с тем в быличках Hож описывается как одно из орудий ведьм, отбирающих молоко: ведьма втыкает Hож в соху, столб или дерево - и молоко течет по острию ножа, а в соседнем стаде начинает реветь корова, которая остается с пустым выменем. Украинцы Овручского района говорили, что, когда ведьма захочет молока, она идет к себе в хлев, забивает в соху Hож и подставляет доенку, молоко так и бежит струей с Hожа .

В русских быличках колдун перепрыгивает или кувыркается через Hож или 12 ножей, воткнутых в землю лезвиями кверху, чтобы превратиться в волка, а ведьма таким же образом превращается в собаку или свинью. Потом волк-оборотень возвращается и перепрыгивает Через те же ножи с другой стороны, однако если за это время кто-нибудь вынет ножи, то он так и останется зверем.

В русских гаданиях девушка накрывает стол для суженого, причем ставит на скатерть два прибора с ножами и вилками; когда придет суженый и сядет за стол, девушка должна сорвать скатерть со стола; если же она не успеет, то суженый ее зарежет (Костромская губ.).

Hож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Hож и держала его при себе сложенным во время венчания.

Обращение с Hожом регламентировалось множеством правил и запретов:

По поверьям восточных славян, если Hож лежит на столе лезвием кверху - быть ссоре;

Нельзя есть с Hожа - будешь сердитым.

Hельзя играть ножом - будет ссора; если найдешь Hож на дороге, нельзя его брать, иначе и помереть тебе от ножа (рус.).

Hельзя водить ножом по молоку или сметане - от этого у коровы молоко будет с кровью (полес.).

Hельзя ножом резать хлеб в молоко, а можно только крошить его руками, иначе у коров вымя потрескается (укр. и пол.).

Hе оставляй Hож на ночь на столе - лукавый зарежет;

Нельзя дарить Hож или иголку во избежание ссоры (рус. укр.).

Во время поминок в Белоруссии старались обходиться без ножей, чтобы не ранить нечаянно душу умершего.

В Ровенской и Волынской обл. во время свадьбы, собрания молодежи или большого праздника в стол втыкали снизу Hож. чтобы гости меньше ели.

В Польше под Рождество гадали с Hожом о будущем урожае: клали Hож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Hового года; если Hож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога - то пшеница.

 

--

«Ножик туп – хозяин глуп, скатерть черна - хозяйка глупа»
Русская народная примета. Скатерть хоть к делу вроде и не относится, но про нее тоже правильно

«Мастер глуп — нож туп»
Вариант вышеприведенной приметы

«Потерять нож — потерять жизнь»
Скандинавская поговорка

«На перестрелке нож не достают»
Американская поговорка, совершенно логичная

«Кто с ножом, тот и с мясом»
Охотничья. Со смыслом полностью согласен

«Какие ножи – такой и хозяин»
В точку!

«Без ножа только трус ходит»
Древняя русская поговорка с на первый взгляд не очень понятным смыслом. Что же, у наших отважных русских предков понятия о смелости и трусости были немного другими, чем у современного офисного планктона

«Ножом не пугают, достал - бей!»
Совсем буквально воспринимать все же не стоит. Если противник увидел нож, испугался и побежал, что тогда, добросовестно погнаться за ним и довести дело до логичесого конца? Так тоже нельзя, это будет уже превышение пределов необходимой обороны. Скорее следует понимать пословицу так: не доставай нож, если тебе не хватит психологичесой решимости применить его против человека

«Если попадется на дороге нож острием против пути, не поднимай — к смерти»
Русская народная примета. Другой вариант, еще более категоричный: если нашел нож - не поднимай, лихой человек зарежет. Кстати, действительно мой напарник по работе как-то раз на рыбалке нашел нож зэковкой работы. А вскоре после этого на него совершенно беспричинно напали два каких-то наркомана в его собственном подьезде. Он-то боксом занимался, раскидал их без особых проблем. А уже дома обнаружил на груди ранку от острия. Повезло ему, в ребро попали. Но примета действительно могла сбыться!

«Никому нельзя доверять, ни человеку, ни женщине, ни зверю. Но всегда можно положиться на клинок в своей руке. Верь только ему!»
Конан - варвар. Прекрасная фраза из хорошего фильма!

«Нож в пути товарищ»
Русская пословица

«Не ешь с ножа - злым будешь»
Русская примета

«Кинжал хорош для того, у кого он есть»
Абдула, белое солнце пустыни. Современная классика.

«Не играй с ножом — к ссоре»
Русская примета. Я вот как-то в детстве метал ножик в дверной косяк, причем добился неплохого процента втыканий. К сожалению, родители не очень порадовались моим успехам. А в школе потом и вовсе этот нож у меня завучиха отобрала, за то же самое.

«Нож со стола упал — придет мужчина, ложка или вилка — женщина»
Русская примета

«Нож упал и воткнулся в пол — к ссоре»
Ага, а из предыдущей приметы даже известно с кем будет ссора. Срочно доставайте нож из пола и далеко не прячьте. Так просто, на всякий случай...

«На ночь нож на столе не оставляй - домовой порежется»
Варианты: «на ночь нож на столе не оставляй - нечистая сила играть будет» и даже хуже "на ночь нож на столе не оставляй - лукавый придет и хозяина зарежет". Так или иначе, все варианты плохи

«Чем сильнее нож ржавеет, тем лучше режет»
В прошлом веке было совершенно верно. Теперь немного устарело, нынешние нержавейки бывают очень даже неплохими

«У потерянного ножа ручка золотая»
Удмуртская пословица

«Нечего туда с ножом, где топор положен»
Русская пословица

«Даже если меч понадобится один раз в жизни, носить его нужно всегда»
Японская пословица

«Нож нельзя дарить»
Древняя примета. Что интересно, она в ходу и у русских, и даже у англичан. Это притом что в древности перенять приметы друг у друга у так далеко живущих народов было крайне маловероятно! Одно из двух: или это правило было обнаружено независимо друг от друга, или же оно настолько древнее, что появилось еще во время когда наша белая раса была одним целым. С точки зрения родной религии наших предков - язычества, у каждого предмета есть душа. А уж у ножа, одного из древнейших и важнейших инструментов, ее тем более не может не быть! Нож должен знать кто его настоящий хозяин. При передаче в дар он может неправильно понять ситуацию, а это нехорошо. Обойти проблему можно если нож продать, хоть за одну копейку

«Держа нож в руке, нельзя думать о нем плохо - обидится»
Тоже древняя языческая примета. Вот я однажды делал себе самоделку - небольшой носимый ножик для загорода. Громоздковат получился, да и ножны хорошие к нему сделать проблематично оказалось. Зато я обнаружил, что он замечательно удобен при чистке картошки. Решил временно поселить его на кухне. Ну и сижу, чищу им картошку, и думаю "да наверно пусть кухонным и будет, ни на что иное он особо и не годится". Тут же рука сорвалась, и лезвием по пальцу чиркнул. И четко так, ровненько по касательной на протяжении двух сантиметров срезало верхний слой кожи, и удивительно что неглубоко совсем, меньше даже чем на полмиллиметра в глубину. Не больно, и без крови. Никогда в жизни я так странно не резался! Вот так мой ножик и дал мне понять, что много чего на самом деле может, и вряд ли его устроит кухонное существование. Вежливо, тактично, без лишней грубости, но строго и недвусмысленно.

«Способ защиты от нечистой силы - очертить вокруг себя круг ножом»
Уж не знаю как это работает, не пробовал, черти мне не мерещились никогда. И непонятно, в воздухе круг чертить или прям в линолеуме круг надо вырезать. Но если что, буду иметь в виду!

«Два скрещенных ножа на столе — к несчастью»
Есть и более суровый вариант - нож лежит скрещеный с ложкой или вилкой - к смерти

«Нельзя резать хлеб двумя разными ножами - к ссоре»
Примета

«Нельзя оставлять нож воткнутым в хлеб - к голоду»
Русская примета. Если честно то действительно буханка хлеба с торчащим из нее ножом для меня смотрится как-то похабно и неуважительно к хлебу. Не знаю, какое-то чисто интуитивное, подсознательное чувство возникает. Конечно, я ведь славянин, и мне передалась генетическая память от предков, что так делать нельзя. Да и так подумать, кто хлеб не уважает, тот действительно имеет все шансы оказаться голодным.

«Воткнуть нож в стену - защита от злых сил»
Эта примета в ходу у многих народов, в разных вариантах требуется втыкать нож не в стену, а в дверь, стол с обратной стороны или куда-то еще. Ну и злые силы в разных вариантах тоже разные фигурируют. Смысл приметы конечно понятен: человек с ножом - это не какой-нибудь лопух, с ним шутки плохи.

«В некоторых областях Скандинавии существовал обычай - праздник ножей. Незамужние девушки становились в ряд, и у каждой на поясе были пустые ножны. Парни подходили, и каждый мог вставить в ножны понравившейся девушки свой нож. Через неделю встречались снова, и если девушка приходила с этим ножом, значит жених ей нравился. После чего парень заходил в дом к девушке, становился к стене и метал этот нож в противоположную стену. Если нож втыкался, сватовство состоялось»
Вот уважаю древних! Действительно очень красивый обычай. Все просто, и в то же время символично и понятно без лишних слов.

С ножа не ешь – злым будешь.
Поверье связано с мистическим восприятием ножа как оберега от нечистой силы. Следовательно, относиться к нему надо уважительно. Бытовая сторона вопроса куда проще: если человек ест с ножа, он может поранить язык или губы. Тут уж поневоле злым станешь.

Слово "нож" не произносили находящиеся в море, но если его воткнуть в мачту, согласно повериям, удача в ловле рыбы обеспечена.

В Японии все предметы, способные резать — будь то меч, нож, садовый секатор, или стамеска, по-японски обобщаются понятием «хамоно (hamono)», дословно означающее «вещь с лезвием» — приносят удачу, одновременно давая отворот-поворот всему дурному, это также могут ножи, ножницы и прочие предметы, объедененные этим понятием.

Архаический характер имеет использование ножей в похоронной обрядности. В древнерусских захоронениях находят ножи и серпы: их втыкали в кострище или в урну, а при ингумации — в дно могилы. В Македонии клали нож под голову умершему, чтобы он не превратился в вампира. В Воронежской губ. клали нож под стол, на котором положен покойник, чтобы тело не разлагалось

Белорусы Гомельщины клали мальчику в колыбель нож, чтобы он стал плотником, а девочке — гребень, чтобы она умела прясть.
В Житомирском районе во время похорон клали в колыбель нож или ножницы, «чтобы не приступила смерть» к ребенку.
В Полесье мать подкладывала под себя нож при кормлении грудью ребенка.

Hа Украине крестные родители, отправляясь в церковь крестить ребенка, переступали через нож, положенный у порога или на порог, чтобы к ребенку не мог подступить нечистый дух.
Увидев в лесу или в поле русалок, украинцы чертили ножом круг на земле и ложились в нем на землю ничком, полагая, что русалки их не тронут.

У восточных и западных славян считалось, что нож, брошенный в вихрь, ранит черта, и на нем останется кровь. Украинцы использовали для этого нож, освященный на Пасху.

Особое магическое значение приписывали ножу, воткнутому в землю. Южные славяне для защиты от града втыкали в землю ножи, косы, топоры или головешки от бадняка.

Нож участвует во многих магических и ритуальных действиях, так, например, легендарные оборотни превращались в диких животных, перепрыгнув через нож, воткнутый в пень.

С помощью ножа ведьмы, якобы, портили коров. Для этого в нужном коровнике втыкался нож, с привязанной к нему верёвочкой, и произносилось заклинание, после чего верёвочка опускалась в подойник, и с коровы выдаивалось молоко. После этого корову можно было только съесть, молока она уже не давала.

Американские индейцы высверливали у острия ножа отверстие — глаз. Нож этим глазом видел — и хозяина своего никогда не резал.

Hож имел и фаллическую символику: в Славонии невеста, которая не хотела иметь детей, покупала в лавке не торгуясь складной Hож и держала его при себе сложенным во время венчания.

В Польше под Рождество гадали с ножом о будущем урожае: клали нож между житным хлебом и пшеничным пирогом и оставляли так на столе до Hового года; если Hож заржавеет со стороны хлеба, то не уродится жито, а если со стороны пирога - то пшеница.

Если оставить остро отточенный нож на подоконнике в ночь полнолуния, к утру он затупится.

В Линкольншире считалось плохой приметой точить нож после заката или оставлять его на столе на ночь. В первом случае грабитель или враг проникнет в дом, во втором - какое-нибудь домашнее животное ночью падет, и нож понадобится, чтобы освежевать тушу.

В Волынской губ., чтобы разогнать грозовую тучу, ножом, освященным вместе с пасхальными яствами, трижды крестили приближающуюся грозовую тучу и молились за души умерших без покаяния, а потом Hож всаживали в землю. По поверьям Орловской губ., если вскочить в круговорот вихря и воткнуть в землю Hож, то зарежешь черта.
Белорусы втыкали Hож в то место, на котором упал ребенок.

В Вятской обл., выпуская корову из хлева, вбивали камнем Hож в порог и говорили: "Как с этого ножа медведь мяса не ест, так и нашу Пеструхоньку не ешь", после этого через Hож переводили корову.

В Ровенской области, чтобы уберечь скотину, вставали до восхода солнца, раздевались, брали Hож или косу под левую руку трижды обегали вокруг хлева и втыкали Hож в стенку.
В Белоруссии, если пропала корова, то втыкали Hож в порог, в стену или в
притолоку над дверями, чтобы звери не тронули скотину.

В белорусском Полесье, если скотина заблудилась в лесу хозяин обращался к знахарю с просьбой "засечь" ее. Знахарь шел в лес, находил дерево, больше других покрытое зелеными листьями, поднимал кверху принесенный собой Hож и читал заговор, в котором просил Бога и св. Юрия "засечь" скотину. Произнося последнее слово заговора, знахарь вбивал Hож в дерево и возвращался домой.

Hа следующий день перед восходом солнца он снова шел в лес и вынимал Hож из дерева. Если тот оставался чистым, то это означало, что животное не погибло и уже не сойдет с того места, где оно находилось, когда его "засекали", а также что оно защищено от волков.

В Белоруссии и на Украине, чтобы навредить ведьме, отбирающей молоко у коров, процеживали молоко через Hож, серп или иголки. Hапример, в Черниговской обл., если корова доилась кровью, то лили молоко на Hож, положенный под цедилкой на подойник, - этим "ведьме перерезаешь язык".

Нож свою ручку не режет.
Персидская пословица.

Рана от ножа заживает, рана от языка - нет.
Армянская пословица.

Many words hurt more than swords.
(Не ножа бойся, а языка)
Английская пословица.

Нож корову освежевал, а на хвосте сломался.
Дигорская пословица.

Без ножа хлеба не отрежешь.
Народное творчество.

--
Сколько яств, столько и ножей .
Слово не нож, а до ножа доводит.
Слово ранит хуже ножа.
Тот хирург хорош, кто крепко держит нож.
Три вещи в мире опасны: нож в руках ребенка, власть в руках глупца и лесть в устах подхалима.
Тупой нож линию проводит.
У кого нет овец, у того и нож тупой.
У людей и нож не режет а у него и шило не бреет.
У людей и шило бреет, а у нас и ножи неймут.
У скупого человека и нож бывает тупым.
Хоть на нож, так не хочу.
Хоть пей, хоть ешь, хоть ножом режь, хоть только поскреби, да прочь пойди.
Чего не ешь, того и ножом не режь.
Чего нож не знает о ямсе.
Человек без воли — что нож без стали.
Что беснующемуся нож в руки, то лукавому власть.
Что за ков (т. е. за ковку, работу), то и за нож.
Чтоб тебе на ноже поторчать!
Шпага дороже ножен.
Щербина на ноже, щетина на еже.
Этим ножом хорошо бы старого на печь подсаживать (туп).
Это всё равно, что дать сумасшедшему нож.
Язык наш - меч, нет у него ножен, он страшен тем, что вечно обнажен, твердить слова, рифмуя их при этом, ещё не означает быть поэтом.
Язык острее ножа.
Мужик-плут, продай кнут; мужик-ежик, продай ножик!
На букашку замахивается ножом.
На словах милости просит, а за голенищем нож носит.
На устах шуточки, а за спиной нож.
На этом ноже - хоть верхом да вскачь.
На этот нож - хоть верхом охлябь (без седла).
Не все те повара, что с длинными ножами ходят (а есть и разбойники).
Не ломай каравай, а ножом режь да ешь.
Не покидай ножа на ночь на столе - лукавый зарежет.
Не потворствуй печали — она тебя ножом под сердце, а ты ей под нос перцу.
Не спеши на нож - будешь зарезан.
Не точи нож, пока не поймал барана.
Негоже кидаться с ножом на вошь.
Ни гусь, ни баран, ножом не рушан, на блюде не лежал, всяк его едал (груди).
Ни печено, ни варено, на блюде не бывало, ножом не рушано, а всяким кушано (груди).
Нужен, как эфес кухонному ножу.
Образа да ножи не дарят, а меняют.
Одним желанием чести не добьешься, а бесчестье и ножом не соскоблишь.
Он давно на меня нож точит.
Он меня тупым ножом режет.
Он сам на себя нож точит. Он сам на себя плеть свил.
Острота ножа бесполезна для его рукоятки, быстрота коня бесполезна для его копыт.
От слова да за нож.
От слова да за нож. Слово не нож, а до ножа доводит.
Рад госпоже, что меду на ноже, полижешь, да и обрежешься.
Растешился боярский сын: се на нож, се на кол, се на виселицу.
С ним водись, а ножик за пазухой держи!
Сам нож точит, а говорит: не бось.
Свой тупой нож лучше, чем острый соседа.

 

Комментарии из Вконтакте

 


Задерновский Дмитрий Анатольевич, материалы 2010-2020